Поиск по этому блогу

Мичуринский Троицкий мужской монастырь

Успенская церковь Свято-Троицкого мужского монастыря
г. Мичуринска
Как свидетельствуют архивы, основание Троицкого мужского монастыря относится к 1627 году, когда на место будущего строения предположительно из села Степанищева пришел монах Иосиф, живший в начале совершенно уединенно. Предание гласит: «В густой девственный лес пришел первый основатель монастыря черный поп Иосиф. Землянка была и жилищем, и храмом старца» (Г. Денщикова). Со временем к нему присоединились такие же, как и он, отшельники - Пафнутий, Агафон и Нифонт.
Под личной опекой царя находилась обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоровича монастырь получил "рыбные ловли и бобровые гоны" на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже — участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала. 
В первые годы своего существования в Троицкой обители было всего пять келий, несколько церковных книг, а колоколов и вовсе не было: для призыва к церковной службе ударяли в доску. Из-за бедности и притеснения местных жителей иноки около 1645 года вознамерились оставить монастырь. 
Спустя семь лет (в 1652 г.) в монастыре обитало 17 монахов. Все они жили в девяти двухместных кельях, а еще одна была больничной. Под монастырем располагалась небольшая слобода с проживанием двадцати монахов мужского пола.
При ранее устроенной церкви уже была колокольня с колоколами, в храме был достаток в священных сосудах, книгах, иконах и ризах. Кругом же монастыря появилась ограда, устроенная монахами и частью усердием вкладчиков. Царь Алексей Михайлович пожертвовал обители фелонь (риза, вид верхней священной одежды, употребляемой во время богослужений) и стихарь (длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении).
Дубовая роща
В том же 1652 году на монастырском подворье была устроена новая деревянная Троицкая церковь, но с приделом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященная по благословению архиепископа Рязанского Михаила 4 октября.
Постройки поначалу были деревянными, поэтому часто горели. После сильного пожара в 1653 году была выстроена новая деревянная церковь, освященная по подобию старой. Она, простояв до 1683 года, была разобрана.
С 1660 года началось большое каменное строительство. "Своею работою и добрым подвигом, — по словам архимандрита Дорофея, — построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею — другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную". В 1672 году состоялось ее торжественное освящение. По мнению краеведа В. А. Кученковой, Успенская церковь является одной из первых каменных церквей в Тамбовской епархии. В ее архитектурном стиле прослеживаются традиции монастырского строительства русского Севера, прежде всего — Соловецкого монастыря. На первом этаже располагалась церковь во имя основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, покровителей моряков и рыбаков.
В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни — принесенный ему из Афона "перст от Гроба Господня", частицы мощей Апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеимона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.
В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и кривополянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.
В годы правления Петра I монастырь мог потерять свою самостоятельность и поступить в число приписных. Лишь многочисленные обращения городских и уездных жителей к царю с просьбой о сохранении его самостоятельности спасли обитель в мае 1682 года — это подтвердила и царская грамота.
В 1686 году в монастыре насчитывалось 50 человек братии. Новый настоятель Дорофей приступил к строительству новой каменной церкви во имя Живоначальной троицы. Новый соборный храм был построен в начале 1697 года, а освящен по благословению епископа Тамбовского Питирима 3 апреля.
При набожной императрице Елизавете Петровне религиозная жизнь России стала возрождаться. Это отразилось и в жизни обители. В 1733 года в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас. В 1750 году вокруг монастыря выросла кирпичная ограда, местами еще сохранившаяся до наших дней. Выполненная в стиле древне-русского зодчества, Троицкая церковь имела единственную в Тамбовской епархии аскетическую архитектурную форму. В ней служил священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), который был благочинным церквей города Козлова и принял мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской лавры 7 февраля 1918 года.
В конце XVI столетия обитель обрела храмовую икону Пресвятой Богородицы в серебряной с позолотой ризе, а также икону Тихвинской Богоматери в дорогой серебряной ризе чеканной работы. История появления этой иконы в монастыре по-своему интересна. По преданию в мае 1798 года десять иноков стали свидетелями явления образа Богородицы в монастыре, неожиданно появлявшегося в то время в разных уголках России (по месту своего первого явления в г. Тихвине она и получила название Тихвинской). Согласно сохранившимся воспоминаниям образ пресвятой Богородицы монахи увидели на одном из дубов монастыря.
Жил в монастыре иеромонах Капитон, почитаемый ранее за подвижника. С большой долей вероятности можно предположить, что благодаря именно ему в Троицком мужском монастыре открылся целебный источник.
Остаток угловой башни
Оборонительную стену укрепили мощными угловыми башнями. В 1792 году приступили к перестройке монастырских церквей. В Успенской церкви, в нижнем храме, разобрали алтарь, а церковь заново освятили во имя Всех святых, с приделом во имя Иоанна Предтечи. В верхнем храме устроили придел во имя преподобного Варлаама Хутынского: действовавший в тот период епископ Тамбовский и Шацкий Феофил прежде был архимандритом Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде. В 1793 году отреставрировали крышу и главу церкви.
В Троицком храме крышу также покрыли железом, вызолотили главу и крест. В 1794-1796 годах стены в алтаре и храме расписали, вызолотили иконостас, отреставрировали иконы. Храмовую икону Пресвятой Троицы одели в серебряную ризу весом в 26 фунтов, местночтимую икону Божией Матери "Тихвинская" — в серебряную ризу "чеканной работы с разными каменьями", весом в 21 фунт. Каменную ограду монастыря перестроили, ее длина составила 292 сажени, высота — от 5,5 до 7 саженей.
У главных святых ворот с северной стороны построили деревянную гостиницу для богомольцев.
Императоры Павел I и Александр I предприняли ряд мер, позволивших укрепить положение монастырей: городское имущество освободили от платежей и повинностей, прочее недвижимое имущество — от уплаты оброчных денег в казну; предоставили право приобретать землю, монахов освободили от телесных наказаний. В начале XIX века Троицкий монастырь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества.
Архиерейский дом
В 1801 году был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до сих пор, через 15 лет построили каменные одноэтажные келлии и ряд хозяйственных построек. В 1822 году завершили строительство каменной четырехъярусной колокольни с часами-курантами, бой которых был слышен по всей округе. Старожилы свидетельствуют, что часы находились в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 году. В звоннице было одиннадцать колоколов, подаренных прихожанами, самый большой весил 442 пуда 20 фунтов.
В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. 
Усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом — в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.
Потери монастыря начались с действия декрета об отделении церкви от государства. Ценные бумаги подлежали сдаче в казначейство, а произведения прикладного искусства оценивались в пудах и фунтах. Декабрь 1918 года официально считается завершающим этапом ликвидации монастырей Тамбовской губернии: монашествующие до 55-летнего возраста как паразитирующие элементы были выселены.
Большой трагедией Троицкого монастыря стало его разрушение, несмотря на то, что в 1921 году остатки монастырской рощи были признаны памятником природы, а с октября 1924 года сама обитель была внесена в число памятников церковной старины, охраняемых государством.
26 марта 1920 года в Тамбове состоялось заседание Секции охраны памятников и искусства (архивные документы),  на котором решался вопрос о невозможности занятия территории Троицкого монастыря концентрационным лагерем Отделом Управления, в связи с тем, что он является памятником архитектуры и искусства и открыт для широких масс для ознакомления согласно декрету № 220 Совнаркома от 5.10.1918 г.
музей ЦГЛ в здании
Успенской церкви
Несмотря на то, что в 1921 года заповедная дубовая роща была переведена в разряд памятников природы, а монастырь в 1924 году введен в списки памятников церковной старины, что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства, в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И. В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен, Капитонова часовня над источником и два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич. По воспоминаниям местных жителей, мало кто из участников этого варварства умер своей смертью.
В 1927 году питомнику была передана Успенская церковь монастыря, в которой разместили клуб и музей.
Согласно постановлению Тамбовского губик от 19 октября 1927 года, имеющееся при бывшем монастыре кладбище было ликвидировано. О чем в газете было опубликовано извещение за 2 недели до сноса, чтобы граждане имеющие захоронения близких, могли их перенести в другое место.
К началу 50-х годов XX века от памятника старины сохранились остатки колокольни, угловая башня, часть монастырской стены, архиерейский дом, гостиница для богомольцев, храм Живоначальной Троицы и Успенская церковь. В 1952 году областное руководство приняло решение разобрать остатки колокольни, а в 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь "не является памятником архитектуры". На основании акта осмотра церкви за подписью "уполномоченного Пузанкова" Мичуринский исполком, закрыв глаза на наличие мемориальной доски с характеристикой церковного здания, 31 июля 1957 года вынес решение: "Означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет". Церковное здание разобрали, кирпич, изготовленный при Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах и Екатерине II, направили на жилищное строительство.
Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина, в 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился местный клуб, где проходили собрания, "огоньки", смотры художественной самодеятельности и прочее.
В 1998 году в храме начались восстановительные работы.
С начала 1999 года в храме возобновилась богослужебная жизнь — настоятелем был назначен протоиерей Георгий Политаев.
5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского Епархиального управления.
От писанной на древней доске Казанской иконы Божией Матери в уже действующей приходской Успенской церкви накануне праздника Святой Троицы стало исходить благоухание.
После того как была смыта побелка со сводов, перед прихожанами предстали лики святых.
фрески Успенской церкви
По правой стороне — святого Тихона Задонского, святителя Митрофана Воронежского, святого праотца Иакова, пророков Иеремии, Даниила, Соломона. По левой — святых пророков Давида, Моисея, Гедеона, и, предположительно, Исаии, святого праведного Иосифа Обручника, святого мученика Феодора Черниговского, святителя Иоасафа Белгородского. Над левым клиросом изображены преподобные Сергий и Герман Валаамские, над правым — преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Перед алтарем — большая икона Божией Матери "Киево-Печерская" с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, основателями русского монашества. Роспись стен церкви утрачена навсегда под несколькими слоями масляной краски.
28 марта 2004 года епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием настоятель Успенской церкви Троицкого монастыря с именем Амвросий был пострижен во иеромонаха и был благословлен на возрождение Козловского Троицкого монастыря.
В настоящее время началось возрождение Успенской церкви. На первом этаже отремонтирована трапезная, нижний храм, кельи.
Отреставрировано здание, появились иконостасы, паникадила, новая церковная утварь. По словам настоятеля Успенской церкви игумена Амвросия, в скором времени храм будет расписан изнутри. Сейчас уже окна оформлены витражами в виде креста. Прошло почти пять веков, но до сих пор на сводах частично видны старинные фрески. 
Рубится деревянная купальня, планируется возвести часовню, посвященную образу Тихвинской Божией матери, ознаменовавшей своим чудесным посещением монастыря открытие в нем целебного родника. Восстанавливается разрушенная северная монастырская стена, монастырская башня. Ныне возведена ее южная часть.
В 2006 году в алтаре Успенского храма случился пожар. Однако нашлись не равнодушные к судьбе родного монастыря люди. Алтарь в короткие сроки был восстановлен и благоустроен.
Ежедневно в обитель приходят послушники – люди, по большей части из числа молодежи, которые не дали монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят полной монашеской одежды. Исполняют разные послушания, то есть всякие работы в Храме и по монастырскому хозяйству. А хозяйство здесь большое: конюшня, ферма, огород.
27 декабря 2007 года Священный Синод постановил «благословить открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Мичуринске Тамбовской области».
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2010 г. №258-р здание церкви Успения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Козловского мужского монастыря (г. Мичуринск, Тамбовская область, мкрн. ВНИИГИСПР им. И.В. Мичурина) передано безвозмездно в собственность централизованной религиозной организации - Тамбовской епархии Русской православной церкви для использования в функциональных целях. Росимуществу дано поручение осуществить в установленном порядке передачу указанного объекта (документ). 
Монастырь, как и в старые времена, живет насыщенной православной жизнью. В настоящее время здесь выставлены для поклонения мощи двух святых: священомученика Киприана и мученицы Иустинии. Желающие приложиться к мощам могут свободно заходить в храм с 9 до 18 часов.
С 1 ноября 2009 года в монастыре работает воскресная школа, занятия в которой проводят игумен, послушники и специалисты - литераторы и историки.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Схема проезда:
От станции железнодорожного вокзала «Мичуринск-Уральский» до площади Славы на автобусе № 1.
От станции железнодорожного вокзала «Мичуринск-Воронежский» до площади Славы на автобусах № 2, 15, 150.
От автовокзала до площади Славы на автобусах № 5, 12, 15, 150.
От площади Славы автобус № 8 до остановки ЦГЛ.

Источники информации:
Белых М. Сказания о Козловских храмах.- Мичуринск, 2004.- 130 с.
Денщикова Г. Если не мы, то кто?.. // Мичуринская мысль10 февраля 2009.- стр. 12, 13
Денщикова Г. Святые земли обители Козловской // Мичуринская мысль, 14 августа 2007.- № 33 (273).- стр. 4, 5
Кострикин В. О, Русь, взмахни крылами... //http://www.michpravda.ru/articles/o-rus-vzmahni-krylami-6280
Кученкова В.А. Храмы Мичуринского благополучия Тамбовской епархии// В.А. Кученкова, Н.М. Сухоруков.- Тамбов, 1999.- 117 с.
Мичуринская правда, 6 марта 2003.- №41 
Мичуринская правда, 30 сентября 2003.- №185
Труды государственного опытно- помологического питомника/ под ред. Б. А. Келлер.- Воронеж: Издательство «Коммуна», 1999.- 124 с.
Журнал Московской патриархии // http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/08/02-08/01.htm#53 
Православный календарь // http://days.pravoslavie.ru/Life/life355.htm
Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь // http://st-trinity-monastery.ortox.ru/istorija_monastyrja
Русская православная церковь // http://www.patriarchia.ru/db/text/31668.html
Тамбовские монастыри // http://serpovoe.morshansk.ru/monastiri.html#koz

Комментариев нет:

Отправить комментарий